23.08.2002

Русский фокус №6 - Убедительно растем.

По мнению аналитических агентств и крупных компаний, работающих в индустрии высоких технологий, российский рынок персональных компьютеров в минувшем году увеличился.
Агентство Dataquest сообщает о 42%-ном росте количества проданных ПК. По сведениям IDC, объем поставок компьютеров в РФ в период с октября по декабрь прошлого года впервые превзошел рекордные показатели IV квартала докри-зисного 1997 г., когда было поставлено 483 000 компьютеров.

Объем продаж Intel в России за минувший год вырос на 37%. Около 30% этих продаж, по словам главы представительства Алексея Наволокина, приходится на Москву, порядка 10% — на Петербург, остальные 60% — на регионы. Сегодня в Intel отмечают опережающий рост региональных рынков по сравнению с Москвой, быстрее всего развиваются Северо-Запзд, Новосибирск, а также Юг России (Ростов-на-Дону).

«Подъем рынка связан с несколькими факторами, — говорит Владислав Олинов, директор по маркетингу Genius iRU. — Во-первых, со стабилизацией курса рубля по отношению к доллару США. Во-вторых, с повышением уровня жизни не только в столице, но и в крупных городах России, что не могло не сказаться на росте рынка высоких технологий. Ну и в-третьих, спад индустрии hi-tech в мире привел к удешевлению технологий и продуктов, что, несомненно,сказалось на цене готового изделия».

Весь рынок информационных технологий рос более медленными темпами. «Я считаю, что наш рынок не растет ни на 37%, ни на 40%. Он увеличивается немножко медленнее, — заявляет гендиректор дистрибьюторской фирмы Landata Евгений Лачков. — Секрет большого роста продаж процессоров и ПК в том, что были громадные федеральные тендеры. Были тендеры Казначейства, МНС, всем известный тендер «Дети России», который потребил порядка 40 000 компьютеров. Это повлияло на ситуацию на рынке. Но это имеет опосредованное отношение к росту всей отрасли ИТ, потому что есть рынок периферии, есть рынок любых других устройств, комплектующих и т. п. И я думаю, что там должна быть цифра поскромнее, порядка 25—30%».

Вице-президент IBS Евгений Пескин оценивает объем российского рынка информационных технологий а 2001 г. в $3—3,2 млрд (сюда включено все «железо», в том числе, например, цифровые копиры, а также софт и услуги). При этом продажи программного обеспечения и услуг в сумме составляют порядка $500—600 млн. Рост всего рынка по отношению к 2000 г. — около 25%. «Как один из крупнейших игроков на рынке, мы более-менее представляем себе общие размеры тех секторов, где работаем, — заявил Пескин. — В этом году, в отличие от прошлых лет, цифры IDC стали очень близки к истине».

Российские компьютерные фирмы в массовом порядке отчитались о своих успехах. «Год был удачным, и всем хочется это показать. Всем хочется показать: мы соответствуем, — говорит Евгений Лачков. — Кроме того, на рынке уже сложились определенные правила. Есть некий обязательный ритуал, который пытается соблюсти каждая крупная компания. Каждая крупная дистрибьюторская компания должна проводить большой форум дилеров, должна проводить road-show, должна хвастаться своей технической поддержкой. И в том числе должна проводить «отчетно-перевыборное собрание». Это ритуал, необходимая составная часть твоего имиджа. И все пытаются отработать это».

При этом большинство из торжественно отчитавшихся корпораций не сообщили абсолютные показатели своего бизнеса. Принято считать, что это связано в основном с нежеланием слишком подробно информировать о достигнутых успехах налоговую инспекцию. «Впрочем, сегодня управленческий учет становится ближе к налоговому. В случае если официальные представители государства уличат компанию в существенных расхождениях между этими видами учета, придется переводить бизнес на новую фирму, а это очень непросто. Одних сертификатов сколько оформлять надо!» — сказал руководитель одной из компаний.

Тем не менее абсолютных цифр сообщают мало. По словам того же источника, это связано, например, с тем, что некоторые устроители тендеров могут отсекать «нелюбимых» претендентов, устанавливая требования к финансовым показателям участников.

При существенном увеличении оборотов российским hi-tech компаниям, по словам многих их представителей, удалось избежать стандартных «трудностей роста» — дефицита квалифицированных кадров. Подъем на компьютерном рынке совпал с окончанием периода спекулятивных инвестиций в Интернет. Онлайновые компании уволили много квалифицированных специалистов (порядка нескольких сотен человек) — которые б итоге оказались востребованы.

«Вероятнее всего кадровый дефицит обострится в 2002 г., — считает директор фирмы K-Systems Эдуард Воронецкий. — Прежде всего это руководящий персонал, в меньшей степени, но также ощутимо — технические специалисты-практики. Не просто обученный персонал, а специалисты, которые имеют соответствующий опыт».

Александр Кондратьев

Александр Роткин


Возврат к списку