31.01.2003

Инфобизнес №12 - Осторожный оптимизм

Наталья Басина

Март закончился, и итоги 2001 года подведены. В том числе и дистрибьюторами, чей бизнес в прошлом году рос как на дрожжах. Вопрос только в том, удастся ли сохранить ту же динамику в году нынешнем. И на этот счет оптимистических высказываний пока немного.

Итак, в целом итоги 2001 года для каналов сбыта впечатляют. Компания “Марвел” сообщила о более чем 71% совокупного роста продаж на всех территориях, где ведутся операции (см. “Инфобизнес” № 6 за 2002 год, с. 12). Бизнес компьютерного направления группы компаний DPI, в свою очередь, вырос на 56%, при этом доля новых для компании вендоров (в том числе IBM) в общем приросте составила 25%.

Landata объявила о 75-процентном росте оборота в 2001 году по сравнению с прошлым, причем генеральный директор компании Евгений Лачков подчеркнул, что именно в 2001 году Landata сумела сделать “серьезный рывок” и выйти “на качественно новый уровень развития”.

Наконец, группа компаний Verysell заявляет о росте оборотов, непосредственно относимых к дистрибуции, на 25%. Эта цифра меньше, чем у других игроков, но президент группы компаний Михаил Краснов утверждает, что в дистрибьюторском бизнесе он и его коллеги придерживаются политики прибыльности и “не гонятся за увеличением оборотов”. И, строго говоря, как раз задача повышения прибыльности дистрибуции остается сегодня одной из важнейших для всех крупных оптовиков.

Попробуем внимательнее оценить имеющиеся данные. Итак, рост российского рынка ИТ в 2001 году большинство экспертов оценивает на уровне 20-25%. Похоже, рынок рос в действительности, экономическая ситуация оставалась стабильной с некоторыми даже намеками на позитивную динамику. Произошло и некоторое (со всеми известными оговорками) повышение статуса ИТ в глазах государства. Наконец, закончился период восстановления после кризиса 1998 года: длительный процесс поиска собственных ниш на рынке, ставший для многих игроков долгосрочной стратегией, сменился очередным возвратом к идеям дистрибуции широкопрофильной. “Марвел” фактически объявил об этом в начале года, а от DPI последовало официальное заявление: компания перестает быть нишевым дистрибьютором и переходит к работе по модели универсальной дистрибуции. Вице-президент группы компаний DPI Алексей Терентьев заметил, что в 2001 году в структуре продаж компании “оборудование широкого профиля” занимало 40%, а 60% приходилось на продажи в секторе “graphic arts”, тогда как еще в 1999 году это соотношение составляло 15:85.

Landata, традиционно именующая себя “компанией, занимающейся проектной дистрибуцией”, активно выходит на новые сегменты рынка. И хотя заявлений о принятии модели широкопрофильной дистрибуции пока не было сделано, очевидны как расширение числа поставщиков (во многом за счет не слишком известных пока в России вендоров), так и освоение новых рынков.

Практически одновременно все крупные дистрибьюторские компании начали переход и к традиции VAD, дистрибуции с добавленной стоимостью: спектр сервисов такого рода продолжает расширяться, а сами дистрибьюторы ожидают в 2002 году очередного витка в развитии рынка услуг.

Итог: отчасти 2000 и весь 2001 годы прошли для ведущих дистрибьюторов под знаком диверсификации (в каждом конкретном случае — с очевидными нюансами) и попыток, с одной стороны, расширить свой бизнес, а с другой — увеличить его прибыльность.

Что касается перспектив на 2002 год с учетом не самого успешного первого квартала, то охарактеризовать их можно как осторожный оптимизм. Резкого рывка, подобного тому, что наблюдалось в прошлом году, вряд ли стоит ожидать. Впрочем, и о “кризисе” говорить пока рано (здесь больше проблем у целого ряда вендоров, вынужденных сегодня предпринимать беспрецедентные усилия по “накачиванию” канала бонусами с тем, чтобы затормозить падение продаж).

Каковы в целом тенденции? Представители дистрибьюторских компаний довольно единодушно отмечают, что прошлый год продемонстрировал устойчивый рост на рынке сборки как ПК, так и серверов. Этот тренд должен сохраниться и в текущем году отчасти благодаря все более явным преференциям местным производителям со стороны государства. Дистрибьюторы вне всякого сомнения учитывают эти особенности в работе с партнерами и в процессе формирования своей товарной политики.

Дистрибьюторские компании проявляют все больший интерес к рынку телекоммуникаций. По оценкам исполнительного директора Landata Василия Селюминова, в 2002 году этот сегмент будет развиваться весьма активно. Здесь пока высока дистрибьюторская маржа, хотя велики и затраты. Селюминов утверждает, что подъем телекоммуникационного рынка пришелся как раз на 2001 год, хотя сегодня мало кто готов прогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Этот рынок активно начала разрабатывать с середины 2000 года и OCS: здесь, по оценкам руководства компании, перспективы весьма обнадеживающие. Большие надежды возлагают на компанию Verysell Telecom и в группе Verysell. По словам президента холдинга Михаила Краснова, “Verysell, опираясь на свои возможности финансирования как за границей, так и в России, может предлагать гибкие схемы рассрочки платежей по крупным проектам до трех-четырех лет”. Краснов отмечает, что подобная услуга является для России уникальной и при этом становится основательным конкурентным преимуществом. В 2002 году Verysell начинает поставки техники не только зарубежных, но и российских производителей, действующих на рынке связного оборудования, включая софинансирование ряда проектов и “доведение их до стадии производства”.



Возврат к списку