Фирменный стиль предназначен для отражения индивидуальности компании, позволяя выделиться на общем фоне множества конкурентов на своем рынке. Грамотно созданный фирменный стиль компании позволяет эффективно решать комплекс поставленных задач:
Профессиональный фирменный стиль способен отражать суть работы предприятия, подчеркнув отличительные особенности компании. Необходим понятный образ компании, чтобы сделать его запоминающимся для целевой аудитории и деловых партнеров. В фирменный стиль может входить множество различных элементов, в числе базовых стоит отметить:
При желании данный перечень можно долго продолжать, в том числе дополнив его музыкальным сопровождением телефонного коммутатора. Элементы корпоративного стиля порой могут быть представлены поистине непривычными атрибутами. Например, для Starbucks таким элементом становится запах в кофейнях.
Ключевым фактором успеха в работе торговых компаний становятся коммуникации на месте продаж. Поэтому важно внимательно продумать оформление помещений.
Если в компании действует сеть магазинов либо филиальная сеть, необходимо выдерживать общий стиль при оформлении всех подразделений. В таком случае ваш бренд будет узнаваемым и привлекательным для потенциального посетителя, вне зависимости от города своего нахождения.
Для управляющих банков и ресторанов напомним о важности внешнего вида своих сотрудников. Благодаря корпоративному стилю одежды поддерживается внешнее единство офисов, положительно влияя на общий имидж бренда.При выводе нового продукта, который в дальнейшем будете расширять до уровня товарной группы, необходимо тщательно продумать оформление упаковки, POS-материалов и этикеток до мелочей.
Рассказывает практик Роксана Янборисова, Вице-президент компании OCS, Москва
Руководитель должен особенное внимание уделять сохранению положительного имиджа своего бренда, и доверия к нему. Следовательно, в фирменном стиле должны быть представлены внешние признаки корпоративного имиджа, с отражением общей бизнес-стратегии компании, её отношения к внутренним и внешним коммуникациям.
Наша компания учитывает рассмотренные признаки при разработке своего фирменного стиля. Наш опыт работы в IT-сфере превышает уже 12 лет, поэтому важно поддерживать долгосрочные отношения с деловыми партнерами и клиентами. Корпоративная цветовая гамма выдержана в серо-оранжевых оттенках. Психологи уверены, что такой вариант цветовой гаммы становится оптимальным – с отражением солнечного тепла, ответственности, корректности и позитивных эмоций. Главный символ бренда – осьминог который был выбран нами с момента выхода на рынок. |
Дружелюбный логотип
На эмблеме одной американской компании, специализирующейся на производстве серьезных видов вооружения, указана красивая рыбка в окружении живописных голубых тонов. Несведущие люди могут посчитать, что изображен в фирменном стиле какой-нибудь бассейн либо пляжный эффект. Такой дизайнерский эффект идеально обыгран компанией – выгодно выделяясь на фоне других конкурентов, при этом не воспринимаясь в качестве определенного монстра, в каталоге которого представлено столь опасная продукция. |
Идентификация бренда
Базовые характеристики |
Что подразумевается |
Пример: реализация в компании Pro Logistics |
Позиционирование |
Что компания предлагает, на кого ориентирована |
Услуги международных перевозок опасных и габаритных грузов, выполнение проектных перевозок (в классе премиум). |
Преимущества |
Какие преимущества бренд предлагает для покупателя, что получает целевая аудитория |
Помощь в бизнесе, забота о репутации, решение нестандартных вопросов, удовольствие от общения, устранение проблем |
Ценность бренда |
Ценности, которые связаны с личностью и социальным окружением потребителя |
Комфорт, эксклюзивность, профессионализм, ненавязчивость, рекомендации, принадлежность к определенному кругу. |
Восприятие качества |
Как качество товара оценивается целевой аудиторией |
Высокие стандарты сервиса, комфортные тарифы, сроки исполнения, эффективность решения поставленных задач. |
Ассоциации, связанные с брендом |
Свободные ассоциации, которые вызваны характеристиками либо атрибутами бренда |
Защита интересов потребителей. Нестандартный подход к решению задач, профессиональное знание, сопровождение деятельности компании, квалифицированная поддержка, закон, право. |
Суть бренда |
Самое важное в бренде – выражается 5 словами |
Успех, эксклюзивность, отсутствие проблем |
Индивидуальность |
Следует представить бренд в качестве человека. Как он выглядит, что собой представляет? |
Представляем в виде адвоката, в дорогом костюме, возрастом 35-40 лет, спокойного, умного, доброжелательного и веселого, вежливого и корректного. |
Рассказывает практикКонстантин Карманов, Основатель и владелец рекламного агентства «Арт-Бюро», Москва Делится фирменный стиль не 2 составляющие:
Могу с уверенностью утверждать: не существует универсальных критериев фирменного стиля. Для менее стандартной сферы деятельности характерен более интересный и оригинальный фирменный стиль. Заказчики довольно часто являются крайне консервативными в своих взглядах. Для промышленного производства планируют указать шестеренку либо её образ. В случае с пляжной гостиницей всегда хотят разместить стилизованную пальму. Но ведь такую же пальму на своих логотипах изображают порядка 90% всех пляжных отелей – поэтому выделиться на фоне конкурентов подобный фирменный стиль не позволит. Поэтому важно отказаться от штампов при создании фирменного стиля, необходимо основываться на хорошем дизайнерском вкусе.
Для запоминающегося бренда среди клиентов, чтобы способствовать эффективному продвижению компании, необходимо прибегать к нестандартным решениям. Оптимальный вариант – обращаться к профессионалам для разработки фирменного стиля, располагающим портфолио, успешным опытом и способным объяснять, что планируют делать. В техническом задании вы не обязаны указывать определенные требования к разработки эмблемы. Достаточно будет отметить, какое впечатление должна производить созданная эмблема. – к примеру, ощущение стабильности, устойчивости, легкости, приводить к позитивным эмоциям и пр. А разработчик уже должен добиться заявленного эффекта. |
Анастасия Стависская, Директор по маркетингу компании Landata, Москва
Фирменный стиль становится отражением ценностей, миссии и духа компании. Участие в создании корпоративного стиля принимают все представители топ-менеджмента, также департамент маркетинга и службы, относящиеся к вопросам развития бизнеса.
При разработке и улучшении фирменного стиля стремимся достичь:
Ведем работу по совершенствованию корпоративного стиля ступенчато и достаточно планомерно уже на протяжении многих лет. Ведь корпоративный стиль становится отражением индивидуальности и деятельности компании, поэтому с развитием компании продолжает совершенствовать и её корпоративный стиль. Регулярно вносим определенные изменения в свой корпоративный стиль каждые 3-5 лет. Смена фирменного стиля всегда относится к новому витку нашего развития, с возникновением новых перспектив и задач компании. Проявляется наш фирменный стиль практически в любых инструментах и материалах – от имиджевых буклетов и официального сайта до корпоративных, праздничных подарков сотрудником и сувенирной продукции. Нам не интересны безликие подарки, поэтому отражаем в них фирменную специфику, проявляя индивидуальность. |
Сергей Славинский, Генеральный Директор брендингового агентства Coffee In, Санкт-Петербург
У компании при разработке корпоративного стиля могут отметить 2 равнозначные проблемы: разработка и внедрение.
Если не говорить о самом процессе создания логотипа, названия и других идентификаторов (зависит от специфики компании), существует другая важная составляющая – фирменная документация. Она представлена визитками, папками, бланками, ручками и пр.
Компаниям нередко свойственно самостоятельно себя заводить в определенный тупик. Заказчик на этапе разработки планирует добиться максимума, но при этом агентство опасается предлагать классический бланк, в верхнем углу которого указан фирменный блок. Ведь в таком случае они опасаются «некреативности», что негативно скажется на репутации исполнителя. В результате прибегают к различным дизайнерским элементам, разводам, рамкам и другим решениям, которые откровенно выглядят очень неуместно. На практике встречал подобный бланк лишь у одной фирмы. И даже в этом случае он использовался достаточно ограниченно – для объявлений в розничном магазине.
Затем следует уделить внимание вопросу стоимости печати бланков. Если в компании фирменные папки, авторучки и визитные карточки можно считать стандартной статьей затрат, то часто постоянная печать фирменных бланков является достаточно обременительной задачей. При создании корпоративного стиля довольно часто не учитывается технология изготовления материалов под нанесение фирменных знаков. Лишь при работе с материалами становится понятно, что равен минимальный тираж конвертов 500 тыс. штук, либо несколько месяцев ждать нужную модель авторучки. Не каждую компанию устроят дополнительные затраты.
Вспомним также о нестандартных рекламных носителях. В частности, возможно нанесение фирменного стиля на униформе, автомобилях, полупрозрачных и прозрачных поверхностях. Не будем забывать о различных оригинальных маркетинговых материалах – от брошюр и листовок до сувенирной и подарочной продукции.
Иногда невозможно нанесение элементов созданного фирменного стиля на такие материалы. Решением проблемы может быть разработка универсальных правил применения идентификаторов компании, а не конкретных документов.
Если созданы и согласованы стандарты, их нужно придерживаться. Довольно очевидное утверждение, но ситуация на практике нередко отличается. Типичные нарушения работников компании при работе с фирменной документацией – не всегда соблюдение правил разметки страниц в печатных документах, возможны определенные изменения цветовой гамы, расположения и пропорций фирменного блока. Этим нюансам отводится важное значение, поэтому должны заслуживать особенного внимания. При поступлении жалоб сотрудников о неудобстве использования созданных документов, высока вероятность, что были допущены некоторые ошибки при разработке корпоративных стандартов компании.
Наиболее распространенные ошибки представлены неразборчивыми, мелкими шрифтами, множеством элементов декора, чрезмерно крупными полями документов, неприглядностью документа в черно-белом исполнении и пр. Существует вероятность, что потребуется пересмотр своих принципов разработки документов. Прорабатываться данный вопрос должен непосредственно с компанией-разработчиком, поэтому важно согласовать данный пункт в договоре.