01.04.2014

CRN: Михаил Коробко – Год был сложным, но не провальным

Рынок сетевого оборудования — одна из тех «лакмусовых бумажек», которая позволяет судить о состоянии всей отрасли ИТ. Отдельные ниши могут демонстрировать как положительную, так и отрицательную динамику, но в целом, как показывает практика, общие показатели рынка ИТ обычно неплохо коррелируют с показателями сетевого сегмента.

Минувший год был достаточно сложным для экономики страны, и это обстоятельство, безусловно, повлияло на деятельность ИТ-компаний. Рынок давно насыщен, у заказчиков нет острой необходимости модернизировать уже имеющиеся инфраструктуру и системы, поэтому в условиях финансовой нестабильности и неопределенности спрос на новые решения и устройства снизился почти во всех сегментах, что привело к новому витку конкуренции и уменьшению прибыльности бизнеса. Кроме того, определенное влияние на расстановку сил и передел рынка сетевого оборудования оказывали общемировые технологические тренды. Все это привело к достаточно неоднородным результатам работы компаний. Одни игроки жалуются на снижение оборотов и прибыли, другие, напротив, заявляют о росте бизнеса и освоении новых сегментов и ниш. По общему мнению участников рынка, динамика была положительной, хотя и не дотянула до тех показателей, на которые многие рассчитывали в начале 2013 г.

По оценке специалистов Cisco, минувший календарный год по основным параметрам повторил результаты 2012 г., по некоторым показателям произошло снижение. Причину они видят в замедлении роста рынка и падении курса рубля. «Год был достаточно сложным, мы отмечаем влияние рецессии в экономике, многие крупные инвестиционные проекты были закрыты или сокращены, — говорит Георгий Санадзе, директор по развитию бизнеса Avaya в России и СНГ. — Надо отметить, что на результатах года сказалось то, что значительное число российских компаний были вовлечены в организацию Олимпийских игр в Сочи. Что касается нашего результата, то он, безусловно, положительный — компания показала рост. Но на этот результат наложило отпечаток участие в качестве поставщика решений в подготовке Олимпийских Игр, что позволило нам реализовать ряд инфраструктурных проектов. Также хочу подчеркнуть заметный рост продаж нашей линейки решений передачи данных и услуг профессионального сервиса». Михаил Коробко, руководитель департамента телекоммуникационных решений компании Landata, отмечает, что, по прогнозам аналитиков, российский рынок сетевого оборудования в 2013 г. должен был вырасти примерно на 8-10%. «По нашим оценкам, эти прогнозы не оправдались, рост рынка оказался скромнее, что обусловлено, главным образом, резким замедлением темпов роста экономики», — сказал он. Такого же мнения придерживается и Татьяна Пудова, заместитель директора по маркетингу ZyXEL Россия. «Революции не ожидалось и не случилось. Было предчувствие кризиса, что и отразилось на характере продаж. Участники рынка экономили и проявляли осторожность во всех сегментах. Динамика по кварталам иногда настораживала, иногда удивляла, но на общем итоге не отразилась, — подчеркнула она. — Можно сказать, что стагнация, начавшаяся в 2012 г., продолжилась в 2013 г. и, наверное, сохранится и теперь. Для ZyXEL год был стабильным, с положительной динамикой. У нас обновляется модельный ряд для сегментов, которые мы считаем наиболее перспективными, — средний бизнес, малый бизнес, домашние пользователи». Похожую точку зрения разделяет Юрий Бельский, глава представительства компании Allied Telesis в России и СНГ. По его словам, ситуация непростая, для продвижения решений приходится прилагать гораздо больше усилий, чем раньше. При этом Бельский отмечает, что объем продаж компании Allied Telesis в 2013 г. в России увеличился примерно на 10%. «Можно сказать, что для Allied Telesis прошлый год был удачным, в том числе благодаря тому, что компания вывела на рынок новую серию коммутаторов, ставших в короткий срок востребованными».

По наблюдениям Сергея Позднякова, регионального директора компании F5 Networks в Восточной Европе, России и странах СНГ, для крупных российских ИТ-игроков в том, что касается выполнения плана минувший год был сложнее, чем позапрошлый, 2012-й. Однако если посмотреть на чуть более мелкие компании, то окажется, что 2013 г. стал для них успешным. Это наблюдение справедливо и в отношении фирм, которые не так давно вышли на рынок или обновили команду. В частности, за два года работы в России компания F5 многое изменила в деятельности московского представительства, и прошлый год для нее оказался максимально удачным. Вендор продемонстрировал высокие темпы роста, которые описываются трехзначными цифрами в процентном исчислении, была налажена работа с новыми ключевыми заказчиками и сделан большой задел, направленный на увеличение бизнеса в 2014 г. «Несмотря на общий спад рынка, можно сказать, что продажи сетевого оборудования отличались хорошей стабильностью по сравнению с другими товарными линейками. По итогам минувшего года был зафиксирован рост в 10%», — комментирует ситуацию Сергей Саакян, менеджер по продукции компании NetLab. Он добавил, что общий экономический спад вызвал повышенную активность, передел рынка, и все это происходило на фоне уменьшения объемов продаж и сокращения маржи.

«На сетевом рынке произошла заметная перестановка сил среди вендоров, — отмечает Владлен Ионов, руководитель группы „Телекоммуникации, сети передачи данных и информационная безопасность“ компании Treolan. — Одни поставщики сообщают о росте в 2013 г. на 60%, другие говорят о падении на 20%. В итоге мы видим неоднородный ландшафт рынка, и естественно, кому-то это принесло выгоду, а кого-то заставило задуматься и, возможно, „поменять коней“. В целом же по России все эти плюсы и минусы роста в итоге свелись к отнюдь не революционному росту. Для нас 2013 г. в сетевом сегменте и телекоммуникациях был удачным. Пул вендоров заметно расширился как за счет подписания новых прямых договоров, так и за счет приобретений других компаний и получения их контрактов. Новые вендоры принесли проекты и, конечно же, новых партнеров. А несколько реализованных крупных проектов в течение прошедшего года позволяют говорить о том, что рост сетевого бизнеса в нашей компании существенно превысил среднерыночные показатели».

Оптимистично оценили итоги минувшего года и в компании RRC. Михаил Косилов, главный исполнительный директор Группы компаний, подчеркнул, что в 2013 г. был зафиксирован рост во всех сегментах телекоммуникационного рынка. А три вендора — Cisco, Motorola и Emerson отметили достижения дистрибьютора своими наградами.

Укрепляла свои позиции и компания Huawei Enterprise. По словам Евгения Лисицина, директора по управлению партнерской сетью Huawei Enterprise регионального отделения Huawei в России, год был удачным, компания выросла. «И конечные пользователи корпоративного рынка, и играющие на этом поле дистрибьюторы и интеграторы все чаще воспринимают нас как сильный, высокотехнологичный, инновационный и конкурентоспособный бренд, — заявил Евгений Лисицин. — Надо понимать, что компанию трудно оценивать с точки зрения рынка в целом. Huawei Enterprise — самое молодое подразделение Huawei, создано всего три года назад. Мы активно осваиваем новый для компании рынок и быстро растем даже на фоне стагнационных явлений».

Источник: CRN



Возврат к списку